С 1 марта — только в электронном виде: подача заявлений юрлицами

Обязательная электронная подача, исключения и альтернатива для юрлиц без ИТ-ресурсов.

Поделиться:

Федеральным законом 487-ФЗ от 26.12.2024 внесены изменения в 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости»

С 01.03.2025 юридические лица представляют заявления в орган регистрации прав только в форме электронных документов. Исключения:

  • если стороной сделки является физическое лицо (кроме случаев участия в долевом строительстве (п.1.6 ст.18 218-ФЗ);
  • если на сайте Росреестра размещена информация о наличии временных технических проблем (п.39 ст.79 218-ФЗ);
  • если заявитель — крестьянское (фермерское) хозяйство, СНТ, ОНТ, гаражный кооператив, жилищный, жилищно-строительный кооператив, ТСЖ (п.3 ст.7 487-ФЗ от 26.12.2024).

Стандартный способ подачи заявлений для юридических лиц — через личный кабинет правообладателя на официальном сайте Росреестра. Для доступа требуется наличие подтвержденной учетной записи юридического лица на Госуслугах (инструкция) и усиленная квалифицированная электронная подпись.

Подача заявлений через ФГИС межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) доступна специализированным организациям (список). До настоящего времени Росреестр устанавливал информационное взаимодействие только с крупными игроками рынка. В ноябре 2020 года Росреестру было даже выдано предупреждение ФАС о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому Росреестру надлежит разработать порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении соглашений об информационном взаимодействии. Поэтому сейчас Росреестр внедряет новый дополнительный специальный механизм для подачи заявлений юридическими лицами со сложным названием — «Сервис взаимодействия с Росреестром и адаптер электронного взаимодействия».

АЭВ обеспечивает формирование:

  • заявлений об осуществлении учетно-регистрационных действий и запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН;
  • электронной закладной и её проверку, подписание файлов в сервисе «ГосКлюч» и подписание электронной подписью;
  • отчетности и статистики.

СВР создан в целях:

  • транспортировки электронных пакетов документов, сформированных для осуществления учетно-регистрационных действий;
  • получения информации о статусе рассмотрения пакета документов;
  • скачивания сформированных результирующих документов.

Таким образом пакет документов, сформированный пользователем в АЭВ, доставляется в СВР с целью его последующей отправки в ФГИС ЕГРН.

ППК «Роскадастр» предоставляет право использования СВР и АЭВ после заключения сублицензионного договора на неисключительные права на использование СВР и АЭВ с филиалом ППК «Роскадастр» ЦИТ «Роскадастр-Инфотех». Также для этого требуется наличие установленного специализированного канала связи — сервис прямого доступа Росреестра (СПД-3). 

Для подключения к последнему и общей настройки всей системы потребуется приложить немало усилий. Учитывая, что необходим штат высококвалифицированных системных администраторов и программистов, этот вариант подачи заявления подходит только организациям, которые могут себе это позволить.

В итоге, если в организации не самый высокий уровень применения информационных технологий, то велика вероятность получить приостановку или отказ в Росреестре из-за неправильного использования ЭЦП. Чтобы избежать подобных замечаний, самым простым и удобным способом подачи заявлений о кадастровом учете и регистрации прав будет поручение такого действия кадастровому инженеру по нотариальной доверенности или договору на кадастровые работы.

Источник: Кадастр.Москва

Закажите консультацию по интересующим вас вопросам
Оставьте свои контактные данные и мы обязательно с вами свяжемся